<<< обратно
НОВАЯ
ВОЛНА Направление, возникшее в «молодежной» поп-музыке в 1977 году и ставшее своего рода бунтом нового поколения рок-музыкантов против «буржуазного» поп-рока и усложненно-эскапистского «прогрессивного рока» 70-х годов. Изначально и наиболее радикальной формой «новой волны» был панк-рок. В дальнейшем (так же, как это было десятилетием ранее с «подпольным» и «прогрессивным» роком) движение раздробилось на множество стилей. Это вновь направления, связанные с заимствованиями из иных музыкальных культур —«ска», «панк-фанк» (или «неофанк»), а также модные опыты с африканской музыкой. Это целый ряд «возрожденных» старых стилей: неорокабилли, неомод, неопсиходелик. Это целый ряд авангардно-экспериментальных направлений (альянсы с фри-джазом, шумовой и компьютерной музыкой). Стержневые стили «новой волны»— панк, постпанк и электро-поп — основные носители соответственно «нигилистического» и «гедонистического» начал. При всем разнообразии можно выделить несколько черт, характерных практически для всех направлений «новой волны». Это подчеркнутое внимание к ритму и вообще «танцевальной» функции музыки: относительная простота и лаконизм композиции, сведение к минимуму инструментальных соло и любых проявлений виртуозности; тщательная работа с тембрами, звуковым балансом — вообще «саундом». Огромное значение для исполнителей «новой волны» имеет визуальная подача музыки: костюмы, грим, пластика, сценография, освещение и т. д. Здесь особенно часто используются приемы нарочитого кича, декадентской пародии. Все эти качества нетрудно увидеть и у лучших представителей советской «новой волны»— групп «Браво», «Центр», «Наутилус Помпилиус». В целом, движение «новой волны» во многом представляет собой явление постмодернистского характера. К середине 80-х годов понятие «новой волны» практически утратило свой строгий смысл: никакого антагонизма между нею и более «старыми» волнами уже не существует. Визуальный и звуковой антураж «нью-уэйв» привился повсеместно, в том числе и у выживших групп «прогрессивного рока» («Йес», «Дженезис»), антибуржуазный пафос также утрачен —•• очень многие «нововолновые» исполнители («Дюран Дюран», «Балет Шпандау», «Калче Клаб»)стали абсолютно аналогичны коммерческим и тини-бопперским «звездам» предыдущих десятилетий. Таким образом, все готово к очередной, «сверхновой» волне. Однако до конца 80-х она так и не пришла.' |